История отечественных железных дорог неотделима от истории нашего государства. Поэтому не случайно памятники железнодорожной техники являются одновременно и историческими реликвиями, связанными с героическими страницами прошлого
Особый интерес представляют паровозы-памятники, установленные на почетные стоянки, и в первую очередь те, что связаны с именем В. И. Ленина. Например, легендарный паровоз Н2-293, на котором вождь пролетарской революции в 1917 году дважды пересек русско-финляндскую границу.
В 20-е годы широкой известностью пользовалась песня, начинавшаяся словами: "Наш паровоз, вперед лети!" В то время паровоз был символом крепнущего экономического могущества молодой Советской Республики. В эпоху первых пятилеток паровозы доставляли поезда со строителями к местам великих строек: на Магнитку, Днепрогэс, Турксиб. В те годы на своем паровозе Эу684-37 ставил скоростные рекорды одни из зачинателей стахановского движения машинист П. Ф. Кривонос.
В суровые годы Великой Отечественной войны паровозы наравне с танками и пушками приближали Победу. По огненным дорогам войны доставляли они войска и боевую технику к линии фронта. Почти четыре года прошло, прежде чем исторический паровоз СО17-1613 привел поезд с советской делегацией в освобожденный Берлин для участия в Потсдамской конференции.
Основательно потрудились паровозы и в период восстановления народного хозяйства. И хотя давно уже уступили они место более мощным современным локомотивам, многие из них сохранены как памятники техники и исторические реликвии. В различных городах нашей страны установлено свыше ста паровозов памятников. Своим силуэтом, столь отличным от современных локомотивов, они приковывают внимание, пробуждают память о прошлом. Создание таких памятников играет важную роль в деле патриотического воспитания молодого поколения.
В комплекте открыток представлены наиболее интересные исторические паровозы, связанные с именем В. И. Ленина, с революционными, трудовыми и боевыми подвигами советского народа, с героическими страницами история нашей страны.
А. В. Стрельцов
|
ПАРОВОЗ Н2-293
В августе 1917 года по решению ЦК РСДРП(б) В И. Ленин должен был выехать в Финляндию, так как оставаться дальше в Разливе было небезопасно. 9(22) августа 1917 года Владимир Ильич переправился через границу в будке паровоза Н2-293 под видом кочегара. На этом же паровозе 7(20) октября вождь революции вернулся в Петроград, чтобы руководить вооруженным восстанием.
В память о тех событиях в 1961 году исторический паровоз установлен в Ленинграде на Финляндском вокзале на почетную стоянку.
Тип паровоза 2-3-0, год постройки 1900.
|
|
ПАРОВОЗ С-245
В начале марта 1919 года был решен вопрос о переезде Советского правительства из Петрограда в Москву Поздно вечером 10 марта правительственный поезд, ведомый паровозом С-245, отошел от платформы Цветочная площадка в Петрограде и вечером следующего дня прибыл в Москву.
В память об этом событии железнодорожники Октябрьской железной дороги в 1983 году восстановили исторический паровоз. Он будет установлен в Москве на Ленинградском вокзале на почетную стоянку.
Тип паровоза 1-3-1, год постройки 1913.
|
|
ПАРОВОЗ Ов-7024
На открытке изображен один из трех паровозов, отремонтированных на первом коммунистическом субботнике 12 апреля 1919 года в депо Москва Сортировочная: тогда пятнадцать рабочих остались в цехе на ночь, чтобы восстановить паровозы, необходимые для фронта, для доставки хлеба. В статье "Великий почин" В И Ленин дал высокую оценку коммунистическим субботникам - сознательной добровольной героической работе трудящихся.
В 1970 году исторический паровоз Ов-7024 занял место на почетной стоянке в депо Москва Сортировочная. По традиции каждый год гудок этого паровоза возвещает о начале коммунистического субботника, посвященного дню рождения В И. Ленина.
Тип паровоза 0-4-0, год постройки 1909.
|
|
ПАРОВОЗ У-127
Первым паровозом памятником в нашей стране стал У-127. Почетным машинистом этого локомотива, восстановленного в 1923 году на субботнике в Московском депо Рязанско-Уральской железной дороги, рабочие избрали В. И. Ленина. Отремонтированный во внеурочное время без всякой оплаты, этот паровоз является символом глубочайшего уважения и любви трудящихся к основателю Советского государства.
В январе 1924 года паровоз У-127 доставил траурный поезд с телом В И Ленина от разъезда Герасимово (ныне Горки Ленинские) на Павелецкий вокзал столицы. В 1946 году он был установлен вместе с вагоном на этом вокзале на вечную стоянку. В настоящее время входит в состав филиала Центрального музея В И. Ленина.
Тип паровоза 2-3-0, год постройки 1910.
|
|
ПАРОВОЗ Э-1441
Одной из самых известных строек первой пятилетки стал Турксиб - железная дорога, соединившая Сибирь и Среднюю Азию. 1452 километра рельсовой колеи были проложены через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск была начата 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая - 19 ноября того же года. "Серебряный" костыль на месте стыковки рельсов забит 28 апреля 1930 года Первый поезд со строителями трассы провел по Турксибу паровоз Э-1441.
В память о трудовом подвиге советских людей этот локомотив в 1974 году был установлен на почетную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате.
Тип паровоза 0-5-0, год постройки 1914.
|
|
ПАРОВОЗ ФД21-3000
Один из самых первых мощных грузовых локомотивов своего времени паровоз серии "ФД" ("Феликс Дзержинский") является гордостью советского паровозостроения 30-х годов. Он был создан для доставки грузов к местам великих строек. Работать на этих локомотивах доверяли лучшим из лучших.
Паровоз ФД21-3000 был построен специально для машиниста новатора Героя Социалистического Труда Н. А. Лунина. Сущность почина Лунина состояла в увеличении объема ремонта, выполняемого силами паровозной бригады. Он доказал, что при умелом уходе за деталями локомотива можно во много раз увеличить срок его службы.
В 1980 году в честь славных трудовых традиций железнодорожников исторический паровоз установлен на родине героя в Новосибирске.
Тип паровоза 1-5-1, год постройки 1941.
|
|
ПАРОВОЗ ФД20-2610
Серия паровозов "ФД" была самой массовой в отечественном паровозостроении. Всего было выпушено более 3200 таких локомотивов. На них трудились известные всей стране машинисты. На паровозе ФД20-2610 работал Герой Социалистического Труда машинист новатор П Д. Шолкин. Он один из первых поддержал почин машиниста Н А. Лунина по увеличению срока службы паровозов.
В 1981 году паровоз ФД20-2610 был установлен на почетную стоянку на станции Инская Западно-Сибирской железной дороги, по которой водил поезда машинист П. Д. Шолкин.
Тип паровоза 1-5-1, год постройки 1940.
|
|
ПАРОВОЗ Эл-2500
Паровозы серии "Э" были спроектированы еще до революции талантливым русским инженером В. И Лопушинским. применившим новую колесную схему (0-5-0). Они оказались экономичными, надежными, простыми в обслуживании и ремонте. Благодаря этим качествам долгие годы работали на железных дорогах нашей страны, в том числе в период Великой Отечественной войны.
Паровоз Эл-2500 в составе бронепоезда "Железняков" участвовал в боях по обороне Севастополя. К концу июня 1942 года бронепоездом было уничтожено свыше 1500 вражеских солдат и офицеров, сбито три самолета противника.
В память о героических событиях в канун 30-летня Победы советского народа в Великой Отечественной войне паровоз Эл-2500 установлен в Севастополе на почетную стоянку.
Тип паровоза 0-5-0, год постройки 1916.
|
|
ПАРОВОЗ Ов-5109
Грузовые паровозы серии "О" ("Основной") - долгожители русских железных дорог. Особенно популярна разновидность Ов (парораспределения Вальсхарта). получившая среди железнодорожников ласковое прозвище "овечка". Эти паровозы использовались вплоть до 60-х годов, у многих из них славное боевое и трудовое прошлое.
Паровоз Ов-5109 в период Сталинградской битвы под огнем врага доставлял на передовые позиции поезда с боеприпасами и горючим. Несмотря на артиллерийский обстрел, частые налеты фашистской авиации, железнодорожники-сталинградцы своевременно доставляли воинские грузы, необходимые для обеспечения крупнейшей операции по раз грому врага.
В память о героизме железнодорожников Сталинграда в годы Великой Отечественной войны паровоз Ов-5109 в 1972 году установлен в Волгограде на почетную стоянку.
Тип паровоза 0-4-0, год постройки 1907.
|
|
ПАРОВОЗ Эш-4375
Паровозы серии "Эш" были построены в 20-е голы в Швеции по заказу Советского правительства. Самым известным из них стал паровоз Эш-4375. В годы Великой Отечественной войны этот локомотив обслуживал легендарную Дорогу жизни, связывавшую блокадный Ленинград со страной. Грузы на баржах доставлялись на западный берег озера, и далее паровозы вели составы с продовольствием и топливом в город. Зимой грузы доставлялись по льду Ладоги автомобилями. Дорога жизни спасла сотни тысяч людей от гибели. Она помогала воинам успешно сдерживать натиск врага, накапливать силы для прорыва блокады, а в дальнейшем и полной ее ликвидации.
В 1970 году паровоз Эш-4375 установлен на почетную стоянку на станции Ладожское озеро Октябрьской железной дороги.
Тип паровоза 0-5-0, год постройки 1923.
|
|
ПАРОВОЗ СО17-1613
Паровозы серим "СО" ("Серго Орджоникидзе") выпускались в нашей стране с 1935 по 1950-е годы. Многие из них водили составы в суровое военное время.
Паровоз СО17-1613 был построен красноярскими рабочими на средства железнодорожников Днепропетровска. На его долю выпала особая миссия - доставить поезд с советской делегацией в освобожденный Берлин для участия в Потсдамской конференции глав правительств стран антигитлеровской коалиции (1945).
В 1975 году в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне исторический паровоз установлен в Днепропетровске на почетную стоянку.
Тип паровоза 1-5-0, год постройки 1944.
|
|
ПАРОВОЗ Эу702-89
В начале 50-х годов со всех концов страны тысячи юношей и девушек по призыву Коммунистической партии и Ленинского комсомола отправились в далекий Казахстан осваивать целинные и залежные земли. Паровоз Эу702-89 первым доставил поезд с целинниками на казахстанскую землю.
В 1979 году, в канун 25-летня начала освоения целины, этот паровоз был установлен на почетную стоянку на станции Кустанай.
Тип паровоза 0-5-0, год постройки 1930.
|
|
ПАРОВОЗ Су251-32
Серия пассажирских паровозов "С" была первой, спроектированной после революции (1925). Паровозу Су ("Сормовский усиленный") суждено было стать основным на железных дорогах нашей страны и одним из лучших в мире по своим техническим и эстетическим качествам. Он водил пассажирские, скорые, курьерские, почтовые и пригородные поезда. На некоторых линиях работал вплоть до 70-х годов.
Паровоз Су251-32 был построен в послевоенные годы в Горьком на заводе "Красное Сормово". В память о героическом прошлом завода-изготовителя в 1980 году паровоз был установлен в этом городе на почетную стоянку.
Тип паровоза 1-3-1, год постройки 1949.
|
|
ПАРОВОЗ СО17-1000
Видная роль в развитии отечественного локомотивостроения принадлежит Ворошиловградскому тепловозостроительному заводу (прежнее название - Луганский паровозостроительный завод). Первые паровозы были построены здесь еще в 90-х годах прошлого столетия. Многие серии локомотивов, например грузовые паровозы серии "Э". впервые были созданы на этом предприятии. У коллектива завода славные революционные и трудовые традиции. В память о них на территории завода в 1978 году был установлен на почетную стоянку один из построенных здесь паровозов с порядковым номером "1000".
Тип паровоза 1-5-0, год постройки 1940.
|
|
ПАРОВОЗ ФДп20-578
Пассажирский паровоз серии ФДп - один из совершеннейших локомотивов своего времени. Он отличался надежностью в работе, достаточно высокой даже по нынешним временам скоростью - 115 километров в час.
Паровоз ФДп20-578 более четверти века проработал в одном из депо Киева. В 1982 году, в канун 1000-летня города, стальной труженик был установлен на почетную стоянку неподалеку от вокзала как памятник трудовой славы железнодорожников.
Тип паровоза 1-4-2, год постройки 1941.
|
|
ПАРОВОЗ П36-0120
Недалеко от пассажирских платформ Белорусского вокзала Москвы в депо Ильича стоит на пьедестале стальной труженик паровоз П36-0120, напоминая нам о послевоенной эпохе. Именно в те трудные годы восстановления народного хозяйства страны создавалась серия этих мощных пассажирских локомотивов, отличавшихся высокими эксплуатационными качествами. В конструкции его колес впервые были применены роликовые подшипники, в результате скорость паровоза достигала 125 километров в час. Первый паровоз П36 был выпушен Коломенским паровозостроительным заводом в 1950 году. Это была последняя массовая серия пассажирских паровозов. В связи с переводом железнодорожного транспорта на новые прогрессивные виды тяги - электрическую и тепловую - постройка паровозов в нашей стране с 1956 года прекращена.
Тип паровоза 2-4-2, год постройки 1955.
|